Сколиоз или нарушение осанки?

 

Особенностью детского организма является его рост и формирование. Поэтому  важным мероприятием у детей является профилактика развития  деформаций.  Только на этапах роста ребенка можно эффективно профилактировать искривление позвоночника.

 

Каждый в своей жизни слышал о нарушении осанки и  сколиозе, однако часто эти понятия трактуются не правильно или вообще путаются. В своей практике мы часто встречаемся с гипердиагностикой сколиоза (особенно начальных степеней) рекомендациями лечить сколиоз корректором осанки, препаратами кальция, БАДами. Диагноз сколиоз - это, прежде всего, рентгенологический диагноз. В отличие от нарушения осанки сколиоз сопровождается структуральными изменениями позвоночника, и прежде всего за счёт торсии ( скручивания ) позвоночника. Однако нередко  пациентам устанавливается диагноз сколиоз без рентгенологического обследования.

Нарушение осанки и сколиоз - это принципиально разные патологии, и чтобы объяснить основы этих проблем,  приводим ниже ряд фактов.

 

Нарушение осанки по современным данным встречается у  80 % детей.

Высокий процент патологии позвоночника у современного человека связывают с ухудшением экологической обстановки, изменением требований к опорно-двигательной системе.

  • в 20 столетии число «сидячих» работников увеличилось до 90%.

  • Изобретение стула  изменило биомеханику человека, появилась новая проблема – «осанка сидящего (на стуле)».

Формирование осанки

 

 ИТАК, ОСАНКА - это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, равновесием опорно-двигательной системы и мышечным балансом.

  • Именно привычное! Осанка – это положение тела, которое регулируется бессознательно (двигательный стереотип).

  • Положение тела! Осанку рассматривают как способ выстраивания относительно друг друга условно выделенных сегментов тела: головы, шеи, торса, таза и нижних конечностей

 Естественные изгибы позвоночника у детей

Новорожденный  имеет один физиологический изгиб позвоночника – кифоз, другие формируются в процессе развития. Когда ребенок начинает удерживать головку, формируется шейный лордоз, к моменту сидения появляется поясничный лордоз. Только ко времени поступления в школу (6-7 лет) у ребенка должны четко определяться естественные изгибы позвоночника, а стало быть, только с этого возраста можно говорить о нормальной или патологической осанке.

 

Условно выделяют несколько этапов физического развития:

  • Отсутствие (формирование) осанки (до 6-7 лет), только после этого возраста правомочен диагноз нарушение осанки.

  • неустойчивая осанка – период активного формирования осанки (7-13 лет)

  • окончательное формирование осанки (14-28 лет)

  • закрепление приобретенной осанки

 

Например, у детей 6 – 9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки – и это норма для 6 – 9  летних детей.

По Штоффелю (1962) различают следующие виды нарушений осанки:

Виды нарушений осанки у детей

 

А)   Нормальная осанка.

Б)  Круглая спина. Самый распространенный вид нарушения осанки. Характеризуется увеличенным шейным лордозом, усилением грудного кифоза и поэтому внешне кажется, что больной ходит все время «задумавшись», «уйдя в себя».

В)   Плоская спина.

Г)   Плосковогнутая спина.

Д)   Кругло-вогнутая спина.

Также выделяют нарушение осанки в боковой плоскости. Это нестойкое боковое отклонение позвоночника может быть исправлено самим ребенком путем напряжения мышц. Рентгенологически у таких детей не определяется ни бокового отклонения позвоночника, ни элементов торсии позвонков. В старых  классификациях такое состояние называлось сколиотической осанкой или даже относилось к сколиозу 1 степени (по Чаклину: «функциональный сколиоз»).

 

Лечить или нет нарушение осанки?

  • Лечат – болезни!

  • Осанка – это двигательный стереотип, т.е. «привычка».

  • Осанку необходимо воспитывать!

Что полезно для формирования правильной осанки:

  • Адекватные по нагрузкам и гармонично развивающие физические упражнения (регулярные занятия гимнастикой, игровые виды спорта, бальные танцы, плавание).

  • Полноценное, сбалансированное питание.

  • Ребенок должен спать на достаточно жесткой постели с небольшой головной подушкой.

  • Также правильно оборудованное рабочее место с полноценным освещением - залог правильной осанки.

 

Осанку нельзя считать только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека и в воспитании ребенка участие психолога обязательно.

 

В настоящее время широко распространены и общедоступны ортопедические изделия, одно из них – корректор осанки.  Необходимо учитывать что корректор, поддерживая спину, берет функцию мышц на себя. При длительном и постоянном ношении мышцы спины слабеют и не способны эффективно удерживать спину.  Правильным будет носить корсет во второй половине дня когда появляется утомление мышц спины и нет возможности сменить положение сидя (последние уроки в школе). Назначение корректора осанки должно сопровождаться с рекомендациями по  укреплению  мышц спины, с формированием собственного «мышечного корсета».

 

 

Сколиоз.

 

«Когда мы говорим о сколиозе, то подразумеваем истинный структуральный сколиоз который в отличие от функционального искривления позвоночника характеризуется структурными изменениями позвонков и межпозвонковых дисков.»
И.А.Мовшович

 

При сколиозе нарушается сагиттальный баланс туловища и соответственно  физиологические изгибы позвоночника ( грудной кифоз и поясничный лордоз) деформируется грудная клетка, формируется рёберный горб

 

10 % людей  страдают структуральным сколиозом, и только 15% от этого числа нуждаются в оперативном лечении.

Более правильно сколиоз следует рассматривать как общее тяжелое заболевание всего организма – Сколиотическая болезнь.

Классификация В.Д.Чаклина (расчет дуги искривления по Кобба)

Расчет дуги искривления по Кобба

 

 

  •  1 степень 0º-10º

  • 2 степень 10º -25º

  • 3 степень 25º-60º

  • 4 степень > 60º

 

При подозрении у пациента сколиоза необходимо рентгенологическое обследование.

Истинную степень деформации показывают рентгенограммы в положении стоя.

Разная величина деформациии позвоночник в положении лёжа и стоя

лежа                            стоя

 

Необходимо обращать внимание на условия выполнения рентгенограмм, потому что если обратится пациент с 2 такими  снимками, то можно их расценить как значительную прогрессию деформации.

Важным у пациентов со сколиозом является прогнозирование риска прогрессии деформации. Выявлена высокая зависимость между прогрессией сколиоза и следующими факторами:

  • Величина дуги искривления (по Кобба).

  • Возраст пациента.

  • Риссер-тест (показатель костного возраста, степени зрелости скелета)

  • Менархе

 

Риски развития деформации позвоночника у детей

 

 

Риск прогрессии в зависимости от возраста пациента и выраженности дуги искривления

 

C момента постановки диагноза – сколиоз, ребенок должен получать лечение под наблюдением ортопеда.

В лечении сколиоза важен комплексный подход:

Регулярные занятия ЛФК- укрепление мышечного корсета.

Физиолечение, массаж, тепловые процедуры направлены на устранение боли вызванной переутомлением мышц, повышение тонуса мышц и улучшение кровоснабжения.

Индивидуальный режим статических нагрузок (особенно в положении сидя).

Корсетотерапия проводится по показаниям и под контролем врача.

 

Приоритетной целью в лечении сколиоза является профилактика развития тяжелой деформации позвоночника, исправление которой возможно только хирургическими методами.  

юмор 

В заключении можно сказать, что формирование правильной осанки ложится на плечи родителей и педагогов, а сколиоз - это заболевание, требующее ЛЕЧЕНИЯ под контролем ортопеда.  

         

Нарушение осанки

Сколиоз

Нарушение положения частей тела. 

Деформация позвоночника! 

Асимметрия туловища устраняется усилием воли. 

Асимметрия туловища не поддается самокоррекции. 

Воспитывается и формируется в процессе роста.

Наличие торсии позвоночника! 

 

Деформация определяется на рентгенограммах. 

 

Требует лечения и наблюдения